TheBillions Эксклюзив

Российский рынок речевого искусственного интеллекта вырастет до $120 млн

Российский рынок речевого искусственного интеллекта, в том числе голосовые ассистенты, распознавание речи и голоса и т.п., по итогам 2021 года достигнет $120 млн. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на аналитиков Just AI. Самый большой сегмент этого рынка — решения для государственных учреждений, а драйвером роста для сегмента B2B (бизнес для бизнеса) выступают разговорные технологии, которые пришли на смену традиционным колл-центрам, отмечают эксперты. 

По данным исследования Just AI, рынок речевого искусственного интеллекта в 2021 году вырастет на 81%, до $80 млн, без учета госзаказчиков, а с их учетом — на 58%, до $120 млн. Just AI изучила коммерческий сегмент рынка на основе интервью с его участниками, анализа тендеров и бухгалтерской отчетности компаний. Аналитики делят рынок речевого ИИ на шесть сегментов. Это речевые технологии, речевая аналитика, исходящие коммуникации (звонки), конструкторы ботов и сценариев, NLP (Natural Language Processing, обработка естественного языка), а также группа «ассистенты, навыки, прочее». Два последних сегмента до 2025 года покажут наиболее существенный рост, отмечают аналитики.

В качестве самостоятельного сегмента выделены решения для госзаказчиков. Они являются самым крупным потребителем разговорного искусственного интеллекта. В этом сегменте лидирует группа ЦРТ (принадлежит Сбербанку) — более 80% ее выручки, оцениваемой в 1 млрд рублей в год, приносят госконтракты, отмечается в исследовании. К другим крупнейшим игрокам Just AI относит себя (годовая выручка — 500 млн рублей). Далее идут компании с доходом свыше 200 млн рублей. Это Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро». К группе компаний с годовой выручкой более 100 млн рублей аналитики отнесли «Наносемантику» (NLP/NLU/DM-платформы), Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации). В целом на рынке представлено более 100 компаний, включая небольшие стартапы.

Технологии разговорного искусственного интеллекта развивают многие небольшие компании, указывается в исследовании. Крупным игрокам уже неинтересно консолидировать мелких, а у последних мало уникальных технологий, поэтому для них могут быть актуальны «интересные партнерства» между собой, считает директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Николай Мокрецов. Технологии голосовых роботов сегодня настолько востребованы, что места на этом рынке хватит как крупным компаниям, так и маленьким, уверяет менеджер по развитию решений для контактных центров ИТ-компании КРОК Дмитрий Песоцкий. Гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский отметил, что вопреки выводам Just AI в структуре выручки компании от проектов в области разговорного ИИ преобладают сделки для коммерческого сегмента, а не для госсектора. Он согласен с текущими оценками рынка, но прогнозируемые темпы его роста могут оказаться на 15% ниже. Среди крупных госзаказчиков таких сервисов Дырмовский указал на МФЦ, которые стремятся оптимизировать коммуникации с клиентами.

Опрошенные эксперты отмечают, что коммерческими заказчиками разговорных решений выступают ретейлеры, банки, телеком-компании и компании сферы e-commerce. Исполнительный директор технологической практики PwC в России Артем Семенихин считает, что разговорный искусственный интеллект уверенно вытесняет традиционный человеческий ресурс из колл-центров, и это станет основным драйвером рынка в сегменте B2B. «На восходящем тренде находятся продажи B2C-устройств типа умных колонок, поэтому в течение нескольких лет мы увидим существенный рост рынка в сегменте «ассистенты», — добавляет эксперт. Рост рынка обеспечит увеличение объемов данных для обработки и появление новых средств работы с ними, ожидает руководитель направления Industry X Accenture в России Антон Епишев.