Что за закон
Закон о такси депутаты Госдумы приняли в первом чтении еще в 2018 году. Тогда его внесли на рассмотрение депутат Вячеслав Лысаков, председатель комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов.В 2019-м вторая редакция законопроекта, подготовленная ко второму чтению, вызвала резкую критику Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента и представителей агрегаторов такси. Новый документ ограничивал доступ иностранным юрлицам и филиалам иностранных компаний к работе в службе заказа такси и привлечение иностранного капитала, запрещал работу в такси для иностранцев и заставлял утверждать тарифы на поездки в Минтрансе.
Вновь активно обсуждать законопроект начали осенью 2020 года. В новой осенней сессии 2021-го Госдума опять вернется к обсуждению законопроекта, рассказал Forbes один из авторов исследования, ассистент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ Антон Морозов. Поэтому Морозов и его коллеги подготовили исследование именно сейчас, добавил он.
О чем говорится в исследовании
Чтобы оценить потенциальное влияние нового закона на московский рынок пассажирских перевозок, исследователи МГУ использовали данные о среднемесячном заработке водителей такси в Москве и общем числе водителей с лицензией в 2020 году — их оказалось более 64 000 человек.Согласно последней версии законопроекта (она появилась в мае), с которой ознакомился Forbes, власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и соседних регионов смогут устанавливать минимальные тарифы для легковых такси.
На момент проведения исследования МГУ минимальная стоимость поездки в такси по Москве составляла 99 рублей. Эксперты прогнозируют, что если она повысится хотя бы до 150 рублей, 70% пассажиров, которые выбирают тариф «эконом», откажутся от поездок. При этом общее количество поездок на такси во всех ценовых сегментах сократится на 3,1%. Если минимальная стоимость поездки вырастет до 250 рублей, общее количество поездок во всех ценовых сегментах сократится почти на 14%, говорится в исследовании. При этом введение минимального тарифа прежде всего сократит число поездок на небольшие расстояния, которые в среднем приносят водителям более высокий доход, чем дальние поездки, считают в МГУ.
Также, согласно законопроекту о такси, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут ограничивать количество машин такси в городе. Исследователи МГУ рассчитали, как увеличится время ожидания такси для пассажира, если количество машин в Москве снизится по сравнению с 2020 годом хотя бы на 10%. По их расчетам, в этом случае время подачи такси увеличивается на 7,9% — 9,8%. Кроме того, из-за долгого ожидания пассажиры начнут отказываться от поездок: тогда потери московских водителей могут составить 638,6 млн рублей в год.
Основные убытки на рынке такси могут быть связаны с тем, что из-за ограничения количества машин часть водителей вынуждены будут перейти в теневой сектор. Совокупные потери таких водителей, по оценкам МГУ, составят до 475,1 млн рублей в месяц, или до 5,7 млрд рублей в год.
Агрегаторы против
Введение минимального тарифа приведет к резкому снижению объемов спроса на рынке такси — это негативно скажется на заработке водителей, рассказала представитель «Ситимобила» Полина Ломоносова. По ее словам, компания не поддерживает введение ограничения числа разрешений на таксомоторные перевозки в Москве и других городах. Это приведет к росту «серого» рынка такси и создаст угрозу для безопасности пассажиров, отметила Ломоносова.Такси «Максим» тоже не поддерживает инициативу разработчиков законопроекта о регулировании тарифов и введении квот, отметил представитель компании Павел Стенников. По его словам, цена перевозки — это баланс между суммой, которую пассажир готов заплатить за услугу, и суммой, за которую перевозчик готов ее оказать. «Мерилом стоимости поездки является не воля агрегатора и не желание перевозчика, а платежеспособность населения», — говорит Стенников. Административное вмешательство в этот процесс приведет к уничтожению рыночной модели ценообразования, считает он.
В такси «Максим» также считают, что в городах и регионах нет статистики и анализа, чтобы принимать адекватное решение по необходимому числу машин такси.
Forbes отправил запрос в Дептранс. Представители «Яндекс.Такси» и такси Gett не ответили на запросы.