Например, Facebook должен будет заплатить 3% от той суммы, которую заработает на платежах россиян или на монетизации их обезличенных данных, рассказывал чиновник. Эти средства государство направит на льготы для отечественных цифровых компаний, так как «их больше невозможно финансировать из государственного бюджета», отмечал он.
Тогда же представитель зампреда правительства Дмитрия Чернышенко рассказал, что сейчас в правительстве рассматриваются два варианта: введение налога в одностороннем порядке или присоединение к глобальной системе налогообложения, которую разрабатывает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Аналитики PwC также сравнили эффективную налоговую ставку (среднее значение за 2018-2020 годы) для российских и международных IТ-компаний — общую, а также за пределами США. Речь идет о показателе, который отражает реальную налоговую нагрузку компаний в разных странах.
По данным PwC, для «Яндекса» эффективная налоговая ставка составляет 30% (общая и за пределами США). Для Alphabet (материнской компании Google) — 14% общая и 10% за пределами США, у Facebook — 16% общая и 8% за пределами США, у Apple — 16% общая и 14% за пределами США.
Эффективная налоговая ставка российских IТ-компаний зачастую выше, чем у глобальных игроков, например, из-за невозможности в разных компаниях одной группы уменьшить общую прибыль за счет убытков некоторых бизнесов и платить с нее налог, говорит собеседник Forbes в одной из IТ-компаний. «Кроме того, в России невозможно отнести к расходам выданные сотрудникам опционы. При этом опционные программы являются распространенным инструментом мотивации для большинства IТ-компаний», — добавил он.
Более низкая эффективная налоговая ставка у зарубежных IТ-компаний по сравнению с российскими может говорить о том, что иностранные налоговые органы терпимо относятся к использованию более выгодных налоговых юрисдикций и к применению налоговых льгот, считает руководитель практики налогового планирования МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.
По его словам, планируемая сумма поступлений — по сути капля в море, которая не покроет разницу в эффективных ставках, а перераспределение налогов от иностранных IТ-компаний в пользу отечественных может ухудшить деловой климат. «На фоне принципиального согласования многосторонней инициативы ОЭСР односторонние меры по введению цифрового налога выглядят уже менее актуально», — заключил Тимоничев.
Представитель Минцифры заявил Forbes, что в ведомстве «знакомы с исследованием», отказавшись от дальнейших комментариев. Представители «Яндекса», Mail.ru Group и PwC отказались от комментариев.