«Аэрофлот» объявил об открытии масштабной программы прямых полетов из 13 городов России в пункты черноморского побережья (Анапа, Сочи, Симферополь), а также в Краснодар и Ростов-на-Дону» в середине апреля 2021 года. Специализация компании — международные линии, на которых она почти не летает из-за сохраняющихся антикоронавирусных ограничений, говорил в интервью РБК ее гендиректор Михаил Полубояринов. Из-за этого у «Аэрофлота» простаивало почти 25% парка из 221 самолета, которые перевозчик и перенаправил на юг России.
«Ситуация с открытием зарубежных направлений остается неопределенной, поэтому мы приняли решение и в рамках летнего расписания 2021 года с апреля будет введено в расписание около 50% незадействованных самолетов, а к 1 июня 2021 года планируется вывести все воздушные суда, ранее простаивавшие на хранении», — добавлял Полубояринов. По его словам, на межрегиональных рейсах в обход Москвы есть «платежеспособный спрос».
Демин утверждает, что это первый подобный опыт компании по развитию межрегиональных рейсов в постсоветское время. Новая летняя программа была «рентабельна», но финансовые показатели представитель «Аэрофлота» не раскрывает. Замглавы «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин в конце августа заявил, что развитие внутренних перевозок помогло компании сократить чистый убыток во втором квартале 2021 года почти в 14 раз, до 2,594 млрд руб. «Нам удалось в полной мере использовать возможности сегмента внутренних перевозок, а также постепенное возобновление международных полетов для улучшения финансовых результатов», — отметил он.
Эти рейсы позволили компенсировать только часть потерь международного пассажиропотока «Аэрофлота» — в апреле—июле 2021 года компания перевезла на международных линиях 2,8 млн человек (данных за август пока что нет), что в 2,5 раза меньше, чем было за аналогичный период до коронавируса, в 2019 году (6,9 млн).
Но зато занятость пассажирских кресел на новых маршрутах составила 80%. «Это высокий показатель с учетом того, что речь [идет] про новые маршруты, одностороннюю загрузку в начале выполнения программы», — отмечает Демин. Коэффициент занятости для всех рейсов «Аэрофлота» ниже — 73,7%, следует из данных Росавиации за январь—июль 2021 года.
Лоукостер «Победа» (тоже входит в группу «Аэрофлот»), наоборот, увеличил количество перевезенных пассажиров из-за частичного запрета на полеты за рубеж. «Это снижает нашу доходность, но не влияет на объем перевозок. Вернее, даже помогает увеличить объем перевозок, потому что относительно длинные рейсы в Европу замещаются более короткими рейсами внутри России, и за одно и то же время получается перевезти большее количество клиентов», — говорил в интервью РБК гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. По его словам, на полеты в обход Москвы и Петербурга приходится чуть больше 20% рейсов перевозчика.
Министр транспорта Виталий Савельев заявил на совещании у президента Владимира Путина 2 сентября, что из-за коронавируса вся российская авиация переориентировалась на полеты внутри России. «Сегодня мы перевозим пассажиров [на внутренних рейсах] на 17% больше, чем в лучшем доковидном 2019 году», — сказал он. По прогнозу Савельева, пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2021 года может составить 100 млн человек (из них 88 млн будет перевезено внутри России). Это на 45% выше, чем в 2020 году (128 млн человек), но на 22% ниже, чем в 2019 году (69 млн человек).